Среда 17 Октябрь 2018

 

  • Приветствую ВАС на моем сайте!

  • Идея данного сайта состоит в том, чтобы поделиться с вами своими впечатлениями о тех путешествиях, поездках и прогулках, которые мне посчастливилось совершить.

  • Быть может кто-то найдет здесь что-либо интересное и полезное для себя.

  • Быть может кому-то будет интересно прочесть о моих впечатлениях от посещения тех или иных мест.

  • В любом случае хочется верить, что равнодушным не останется никто......

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Пуховицкая Юлия - ПЕРЕХОД УНИАТОВ В ПРАВОСЛАВЬЕ

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 0.00 (0 Votes)

 Родилась в 1990 году в Витебске. Закончила исторический факультет Витебского государственного университета имени П.М. Машерова по специальности «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия». Работала научным сотрудником в Лепельском краеведческом музее. Работает научным сотрудником Витебского областного краеведческого музея. Живёт в Витебске. 

На Лепельщине в конце 18 столетия униаты среди верующих христианских конфессий составляли 75 процентов. Но после включения беларуских земель в состав Российской империи начались активные действия правительства по обращению униатов в православье.

 

 С августа 1794 до апреля 1795 года в православье было обращено почти полтора миллиона украинцев и беларусов. Указ от 28 августа 1798 года запрещал униатским священникам проводить агитацию среди простого населения. По указу Николая І от 22 апреля 1828 года была упразднена половина униатских епархий. В 1835 году создан секретный комитет по униатским делам. 12 февраля 1839 года завершился этот процесс Полоцким собором, на котором в присутствии 24 высших духовных лиц беларуско-литовских униатских епархий было составлено соборное постановление о воссоединении униатов с Православной Церковью. Кроме того было составлено прошение к императору Николаю І оказать этому намерению своё августейшее покровительство. 30 марта на заседании святейшего синода было объявлено согласие императора на воссоединение. На основании соборного акта святейший синод принял указ о принятии греко-униатской церкви «в полное и совершенное общеніе Святыя Православно-Кафолическія Восточный Церкви и в нераздельный состав Церкви Всероссійскія». Прошение было утверждено императором, на котором он написал: «Благодарю бога и принимаю».

 Однако на Лепельщине процесс перехода униатов в православную веру имел свои особенности. К Лепельской униатской церкви в 1783 году было приписано пять храмов: в Лепеле - Во имя святой Параскевы и Во имя святого Георгия, а также в сёлах Зорница, Веребки, Лядно. В 20-е годы 19 столетия в уезде было 58 униатских храмов. Согласно списку, помещённому в «Витебской старине» Алексея Парфёновича Сапунова в Лепеле было три, а в уезде 52 униатских деревянных храма. В 1814 году в Лепеле появилась отдельная приходская православная церковь. Под неё использовали деревянную униатскую церковь, известную как Пятинка, и с позволения униатского архиепископа Яна Красовского сделали из неё православную. Это строение существует и по сегодняшний день.

Окончательному вхождению лепельских униатов в лоно православной церкви содействовало драматическое обстоятельство. Как известно, город в 19 веке был преобладающе деревянным. Потому очень часто случались пожары. А противопожарная защита в городе была организована слабо, как отмечалось в отчётах. Весь противопожарный инвентарь состоял из нескольких багров и вил. Поэтому в ночь с 27 на 28 апреля 1833 года в Лепеле случился большой пожар, который уничтожил почти четверть города. В том числе сгорело и здание униатской церкви. Общая сумма потерь, согласно донесению городского главы, составила до 950000 рублей. 21 августа 1834 года витебский гражданский губернатор лично привёз государственную помощь жителям Лепеля и сдал в местное казначейство. Благодарностью за помощь стало заявление униатов, что они добровольно присоединяются к православной церкви и дают торжественное обещание хранить новую веру в своих семьях до конца жизни. Губернатор сообщил об этом событии епископу и императору одновременно с докладом о присоединении и прихожан Старолепельского прихода. Епископ, который прибыл к новообращённым прихожанам Нового и Старого Лепеля, остался полностью удовлетворённым поведением верующих.

 Так без всякой борьбы лепельские униаты перешли в православную веру, чему немало посодействовало и бедственное положение после пожара, поскольку сгорело не только здание церкви, но и большая часть домов и лавок. Но в целом по Лепельскому уезду ситуация сложилась несколько по-другому.

 В ряде местностей Беларуси, о чём свидетельствуют судебные дела, ликвидация унии вызывала протесты. Не стал исключением и Лепельский уезд. Среди трёхсот священников беларусской униатской епархии, которые отказались дать подписку о присоединении к православью, значительное количество было именно из Лепельского уезда.

 Ещё в 1838 году для изучения готовности местного общества к ликвидации униатской церкви император Николай І командировал в Северо-Западный край камергера Скрипицина, чиновника по особым поручениям. В рапорте он поделил униатов на три группы: благонадёжных, которые положительно ставились к перемене веры, послушных и непреклонных. Именно к третьей группе относился Лепельский уезд. Одним из верховодов считался священник Дворецкой церкви Иван Точинский.

 В 1839 году православными стали следующие церкви Лепельско-Бешенковичского и Лепельско-Чашникского благочиний, находящиеся в сельских населённых пунктах, которые сейчас относятся к Лепельскому району: Бабчинско-Духовская в деревне Кабак, Николаевская в деревне Суша, Успенская в Заболотье, Свято-Иосифовская в Камне, Троицкая в Городчевичах, Свято-Вознесенская в Пышно, Свято-Вознесенская в Несино, Николаевская в Губино. Однако этот переход не был беспроблемным. Священники Пётр Ловецкий, Николай Данилевич, Антоний Ловецкий, Игнатий Игнатович, Михаил Федорович подписали обращение против упразднения унии.

 Таким образом, процесс перехода униатов в православье прошёл на Лепельщине в два этапа. Первый характеризуется добровольностью и особенными обстоятельствами, которые посодействовали этому акту доброй воли, а второй является частью общегосударственного процесса по обращению униатов в лоно православной церкви и характеризуется элементами несогласия и борьбы со стороны священников и населения за сохранение униатской церкви. Но оба пути, в конечном счёте, привели к ликвидации униатской церкви на Лепельщине. Уже к концу 19 столетия в Лепельском уезде православные составляли 78,6 процента населения.

Записано в 2014 году.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Форма входа

Вход на сайт